Vdvanr.ru

Проект Полиграфия

Медный всадник (балет)

Медный всадник
Медный всадник
Композитор

Рейнгольд Глиэр

Автор либретто

Пётр Аболимов

Источник сюжета

поэма «Медный всадник» Александра Пушкина

Количество действий

3

Год создания

1948

Первая постановка

14 марта 1949

Место первой постановки

Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова

«Медный всадник»балет в 3 актах 13 картинах с прологом советского композитора Рейнгольда Глиэра[1]. Либретто Петра Аболимова по одноименной поэме Александра Пушкина.

Содержание

История создания

Композитор Рейнгольд Глиэр задумался о написании балета по пушкинской поэме в конце 1930-х годов, тогда же появились и черновые наброски музыки. В 1941 году театровед Пётр Аболимов создал основу либретто, которое представил руководству Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Сценарий был одобрен, но началась Великая Отечественная война, и к работе над балетом так и не приступили.

Лишь осенью 1944 года композитор вернулся к балету и сочинил основные музыкальные темы. Но окончательный вариант либретто Глиэр получил от Аболимова только в 1946 году, вместе с официальным заказом театра на музыку к балету. Постановка спектакля планировалась к широко отмечавшемуся по всей стране 150-летию со дня рождения Пушкина в 1949 году. Либреттист значительно расширил историю, описываемую в поэме Пушкина, введя в балет множество различных персонажей, "позаимствованных" из других пушкинских произведений: «Домик в Коломне», «Арап Петра Великого», «Родословная моего героя».

В начале осени 1947 года, Глиэр получил от постановщика балета Ростислава Захарова детально разработанный композиционный план, с изложением действия, а также длительностью и характером музыки. В 1948 году партитура была готова и Захаров приступил к постановке балета. По его словам:

«"Медный всадник" — произведение историческое и философское. Только советскому балетному театру с его сложившимися реалистическими традициями и опытом создания глубоко содержательных балетов, с его первоклассными кадрами исполнителей, владеющих искусством выразительного танца, могла оказаться посильной такая задача». [2]

В 1950 году Рейнгольд Глиэр получил Сталинскую премию первой степени — за музыку к балету «Медный всадник».

Действующие лица

Внешние изображения
Наталья Дудинская и Константин Сергеев в балете "Медный всадник"
  • Евгений, мелкий чиновник
  • Параша, его невеста
  • Мать Параши
  • Пётр I
  • Меншиков
  • Царица бала
  • Шут, Коломбина, Арлекин, Уличная танцовщица, шарманщик, подруги Параши, английский, французский, голландский послы, голландцы

Действие происходит в Петербурге в начале XVIII века и осенью 1824 года

Сценическая жизнь

Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова

Премьера прошла 14 марта 1949 года

Балетмейстер-постановщик Ростислав Захаров, художник-постановщик Михаил Бобышов, дирижёр-постановщик Евгений Дубовской

Действующие лица

Большой театр

Премьера прошла 27 июня 1949 года

Балетмейстер-постановщик Ростислав Захаров, художник-постановщик Михаил Бобышов, дирижёр-постановщик Юрий Файер

Действующие лица

Спектакль прошёл 109 раз, последнее представление 19 марта 1962 года

Постановки в других городах

Балетмейстер-постановщик Н. И. Трегубов, художник-постановщик О. Сальман, дирижёр-постановщик Л. Брагинский

Интересные факты

Один из музыкальных номеров балета — «Гимн Великому городу» — стал одним из символов, своеобразной визитной карточкой Ленинграда, а затем и официальным гимном Ленинграда-Петербурга

Библиография

  • Красовская В. «Медный всадник» / Ленинградская правда.—1949.—6 апреля
  • Корев Ю. «Медный всадник» Р. Глиэра. — М.: Музгиз, 1951. — 52 с.
  • Захаров Р. Искусство балетмейстера. — М.: Искусство, 1954. — 432 с. — 20 000 экз.
  • Катонова С. Балеты Р. М. Глиэра. — М.: Музгиз, 1960. — 24 с. — (В помощь слушателям народных университетов культуры. Беседы о музыке).
  • Франгопуло М. Советский балет. — Л., 1960. — С. 34-35. — 48 с. — 7300 экз.
  • Левин С. Два балета Р. М. Глиэра. "Красный цветок", Медный всадник" // Музыка советского балета. — М.: Гос. муз. изд-во, 1962. — С. 126—162. — 256 с. — 5500 экз.
  • Лопухов Ф. Две постановки Захарова // Шестьдесят лет в балете. — М.: Искусство, 1966. — С. 299—308. — 368 с. — 15 000 экз.
  • Н.И. Эльяш Пушкин и балетный театр. — М: Искусство, 1970. — С. 247—270. — 344 с. — 10 000 экз.
  • Чернова Н. Балет 1930—40-х // Книга-сборник «Советский балетный театр». — М: Искусство, 1976. — С. 146—150. — 20 000 экз.

Примечания

  1. Медный всадник // Русский балет: Энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, Согласие, 1997.
  2. Борис Брегвадзе. — Л.-М.: Искусство, 1965. — С. 24. — 112 с. — 20 000 экз.

Медный всадник (балет).

© 2012–2023 vdvanr.ru, Россия, Ангарск, ул. Попова 64, +7 (3951) 07-85-92