Медный всадник | |
Медный всадник | |
Композитор | |
---|---|
Автор либретто | |
Источник сюжета | |
Количество действий |
3 |
Год создания | |
Первая постановка | |
Место первой постановки |
«Медный всадник» — балет в 3 актах 13 картинах с прологом советского композитора Рейнгольда Глиэра[1]. Либретто Петра Аболимова по одноименной поэме Александра Пушкина.
Содержание |
Композитор Рейнгольд Глиэр задумался о написании балета по пушкинской поэме в конце 1930-х годов, тогда же появились и черновые наброски музыки. В 1941 году театровед Пётр Аболимов создал основу либретто, которое представил руководству Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Сценарий был одобрен, но началась Великая Отечественная война, и к работе над балетом так и не приступили.
Лишь осенью 1944 года композитор вернулся к балету и сочинил основные музыкальные темы. Но окончательный вариант либретто Глиэр получил от Аболимова только в 1946 году, вместе с официальным заказом театра на музыку к балету. Постановка спектакля планировалась к широко отмечавшемуся по всей стране 150-летию со дня рождения Пушкина в 1949 году. Либреттист значительно расширил историю, описываемую в поэме Пушкина, введя в балет множество различных персонажей, "позаимствованных" из других пушкинских произведений: «Домик в Коломне», «Арап Петра Великого», «Родословная моего героя».
В начале осени 1947 года, Глиэр получил от постановщика балета Ростислава Захарова детально разработанный композиционный план, с изложением действия, а также длительностью и характером музыки. В 1948 году партитура была готова и Захаров приступил к постановке балета. По его словам:
«"Медный всадник" — произведение историческое и философское. Только советскому балетному театру с его сложившимися реалистическими традициями и опытом создания глубоко содержательных балетов, с его первоклассными кадрами исполнителей, владеющих искусством выразительного танца, могла оказаться посильной такая задача». [2]
В 1950 году Рейнгольд Глиэр получил Сталинскую премию первой степени — за музыку к балету «Медный всадник».
Внешние изображения | |
---|---|
Наталья Дудинская и Константин Сергеев в балете "Медный всадник" |
Действие происходит в Петербурге в начале XVIII века и осенью 1824 года
Премьера прошла 14 марта 1949 года
Балетмейстер-постановщик Ростислав Захаров, художник-постановщик Михаил Бобышов, дирижёр-постановщик Евгений Дубовской
Премьера прошла 27 июня 1949 года
Балетмейстер-постановщик Ростислав Захаров, художник-постановщик Михаил Бобышов, дирижёр-постановщик Юрий Файер
Спектакль прошёл 109 раз, последнее представление 19 марта 1962 года
Балетмейстер-постановщик Н. И. Трегубов, художник-постановщик О. Сальман, дирижёр-постановщик Л. Брагинский
Один из музыкальных номеров балета — «Гимн Великому городу» — стал одним из символов, своеобразной визитной карточкой Ленинграда, а затем и официальным гимном Ленинграда-Петербурга
Медный всадник (балет).