Цифровая дистрибуция (ЦД) — один из современных методов распространения легального электронного контента по интернет-каналам без использования материальных носителей. Преимущество ЦД заключается в лёгком и быстром поиске и приобретении копий необходимого ПО.
Содержание |
Существует несколько вариантов распространения ПО через Интернет. В цифровой дистрибуции основные протоколы — это HTTP, P2P или FTP.
Системы, распространяющие Проприетарное программное обеспечение, обычно содержат технические средства защиты авторских прав, не позволяющие продавать копии одного и того же много раз.
Существует несколько вариантов покупки.
Оплата права использования ПО с использованием банковской карты или платёжных систем интернета и получение Серийного номера (SN).
Активация копии скачанного ПО происходит по следующей общей схеме:
На основе SN и сгенерированного DRM уникального Кода оборудования, удаленный Сервер активации возвращает Активационный код, дающий возможность запустить защищенную копию ПО. В дальнейшем возможна деактивация и повторная активация на другом компьютере.
Основным объектом манипуляции в HTTP являются ресурс, на который указывает URL (ссылка) в запросе клиента. Обычно такими ресурсами являются хранящиеся на сервере файлы, но зачастую это могут быть логические объекты или что-то абстрактное.
Безусловный лидер западного рынка цифровой дистрибуции, использует специальный клиент для доставки собственнического контента пользователю. Общее кол-во подписчиков в феврале 2008 превысило 15 миллионов человек[1], а в онлайне в любое время суток находятся от 1,2 до 3 млн пользователей[2].
При покупке через Steam, игра привязывается не к компьютеру, а к аккаунту пользователя. Одновременное онлайн-подключение с двух компьютеров по одному аккаунту — не допускается.
Некоторые игры, в первую очередь игры Valve, требуют обязательной регистрации в Steam, в том числе распространяемые на дисках. Даже для одиночных игр требуется подключение к интернету для их активации. После активации указанного на коробке лицензионного кода пользователь получает возможность играть в саму игру и её моды.
Особенность Steam заключается в том, что он одновременно не только является системой дистрибутации, но и:
Среди клиентов: Valve, Strategy First, PopCap Games, THQ, 2K Games, Activision, Electronic Arts,Capcom, Square Enix, Codemasters, Eidos Interactive, Firaxis Games, id Software, Ritual Entertainment, Rockstar Games, Sega, Take-Two Interactive и многие другие[3].
Поддерживаются следующие платёжные опции:
Цифры продаж не разглашаются.
Сервис цифровой дистрибуции от Electronic Arts, где для закачки игры необходимо использовать специальный клиент. Среди клиентов: Только Electronic Arts
Поддерживаются следующие платёжные опции:
Ранее взималась дополнительная плата за длительное хранение инсталлятора игры на сервере, а именно: при обычной покупке гарантировалось, что вы сможете скачать игру в любое время в течение 6 месяцев с момента покупки. Но в данный момент это ограничение снято, игру можно скачать в любое время.[4]
Цифры продаж не разглашаются.
В ближайшем будущем Electronic Arts собирается предложить пользователям новую цифровую платформу - аналог Steam, которая должна стать её основным конкурентом.[5]
Цифровой дистрибутор, занимающийся распространением игр по стандартной схеме, когда пользователь оплачивает игру и получает ссылку на дистрибутив и активационный ключ.
Среди клиентов: Ubisoft, THQ, Eidos Interactive, Sierra Online, Atari, Midway, 2K Games, Strategy First, Activision, Bethesda Softworks, NCSoft, Codemasters, Monte Cristo Games, SEGA
Поддерживаются следующие платёжные опции:
Цифры продаж не разглашаются.
Сервис цифровой дистрибуции по подписке через специальный клиент. Есть 3 типа пользователей: гостевой, зелёный и золотой. Гость может играть в небольшое кол-во игр (около 40) с обязательным показом рекламы в течение игры. «Зеленым» пользователь считается, если он зарегистрировался на сайте — тогда ему предоставляется возможность поиграть в чуть больше игр и рекламу он видит не на протяжении всей игры, а только перед её началом (обычный рекламный ролик). «Золотой» аккаунт стоит 9.95$ в месяц (или 59.95$ в год) — пользователям доступ почти к 1000 игр, без какой-либо рекламы. Играть возможно только при включенном клиенте и подключении к интернету.
В июне 2007 GameTap подписали контракт с Macromedia ActiveMark и создали на сайте раздел со скачиваемыми играми.
Среди клиентов: Activision, Atari, Intellivision Lives!, Midway, Namco, Sega, Taito, Eidos Interactive, G-Mode, Ubisoft, Codemasters, Vivendi Games, Konami, Capcom, Take-Two Interactive и SNK Playmore.
Поддерживаются следующие платёжные опции:
Цифры продаж не разглашаются.
Крупнейший специализированный ресурс по продаже казуальных игр в Рунете, принадлежащий дистрибутору и издателю Alawar.ru предоставляет готовые технологические решения для цифровой дистрибуции игр. Оплата производится посредством SMS-платежей, пластиковой картой, электронными деньгами или банковским переводом.
Более подробно о деятельности компании можно узнать из презентации Александра Лысковского о цифровой дистрибуции.
GamePitStop.RU — интернет-магазин, на котором продаются преимущественно компьютерные игры. В магазине продаются компьютерные игры, принимаются заказы пользователей на покупку игр и предлагаются на выбор варианты расчета.
Сервис появился в конце 2006 года, изначально позиционировался как независимый, не принадлежащий ни одному издателю, каковым до сих пор и остается.
В каталоге магазина представлено более чем 500 игр от Electronic Arts, NCSoft, CCP Games, 1С, Акелла, Бука, Новый Диск и других издателей. Магазин был ключевым партнером для Electronic Arts и NCSoft (Европейский офис) на территории РФ и стран СНГ вплоть до 2011 года, обеспечивая российским пользователям доступ к ранним релизам самых ожидаемых игр, бонусы покупателям, оформившим предварительные заказы, а также возможность скачать дистрибутивы всех игр в локальном трафике региональных операторов более чем в 25 городах РФ. В партнерстве с десятками крупнейших российских провайдеров Нетвиль обеспечил возможность оплаты игр, в том числе, и используя лицевые счета абонентов.
На начало 2010 года магазин являлся крупнейшим цифровым продавцом PC-игр на территории Российской Федерации с оборотом в несколько миллионов долларов в год.
Осуществляет не только B2C, но и B2B-продажи игр другим магазинам на лицензированной территории. В числе B2B-покупателей: Yandex, Softkey, Fidel, Yuplay, Igromagaz и несколько десятков других магазинов.
Сервисы цифровой дистрибуции своих игр были созданы и российскими издателями игр: 1C, Бука, Акелла и Руссобит. Их отличие: ранний релиз собственных игр, зачастую с премиальным контентом.
Это компьютерные сети, основанные на равноправии участников. В таких сетях отсутствуют выделенные серверы раздачи, а каждый узел (peer) является как клиентом, так и сервером. Подобная организация позволяет сохранять работоспособность сети при любом количестве и любом сочетании доступных узлов.
Наиболее крупный из Российских сервисов цифровой дистрибуции, представляющий наибольший каталог игр. Изначально система распространения контента была основана на P2P, когда с помощью специального клиента (или любого торрент менеджера) пользователь скачивает игру не только с сервера, но и с других пользователей, уже купивших эту игру. Такой подход существенно снижает нагрузку на сервер, тем самым избегая понижения скорости скачивания у пользователей, работая исходя из правил — чем больше качают, тем быстрее раздается контент. Чуть позже появилась возможность скачивать контент и через обычный HTTP протокол, используя возможности браузера или любимого менеджера закачек. Для оплаты можно использовать WebMoney, Yandex.Деньги, QIWI, SMS, «кредитные карты» любых банков, платежи «Билайн» и другие популярные способы оплаты. Процесс покупки происходит следующим образом: пользователь пополняет свой счет, после чего покупает нужный ему контент, в этом случае деньги автоматически списываются с личного счета пользователя.
Особенности сервиса YUPLAY:
Цифровая дистрибуция.